Термин «функциональная грамотность» впервые ввёл советский психолог, философ и педагог Алексей Леонтьев. Он говорил, что функциональная грамотность — это прежде всего умение работать с информацией. Про какого бы рода информацию мы ни говорили, всё упирается в чтение. А сегодняшние достижения нейролингвистики, психолингвистики и нейродидактики доказывают: чтение — сложнейший когнитивный процесс.
Из чего состоит функциональная грамотность
Понятие объединяет читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую и компьютерную грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Речь идет о применении полученных знаний и умений в разносторонней практической жизни.
Читательская грамотность
Федеральный государственный образовательный стандарт включает задачу по формированию функциональной грамотности младших школьников и школьников среднего звена. Например, читательская грамотность — важнейший метапредметный результат обучения.
На уроке обязательно должны быть задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их на практике.
Важно научиться читать между строк, уметь находить и извлекать важную и второстепенную информацию, замечать различные взаимосвязи и параллели.
Сформировать математическую грамотность поможет правильно заданный вопрос, связанный с практической жизнью.
Ребенок с математической грамотностью способен использовать знания в различных контекстах, на основе математических данных прогнозировать явления, просчитывать фактическую выгоду и принимать взвешенные решения.
Здесь помогут задания на анализ и сравнение явлений природы, географических карт, процессов в окружающей среде. Чтобы наработать компетенции в области естественных наук, важно грамотно интерпретировать научные данные, проводить практические исследования, объяснять явления природы и находить существующие доказательства.
Ученик с естественно-научной грамотностью способен формировать мнение о явлениях и ситуациях, связанных с естественными процессами.
Еще один компонент функциональной грамотности — глобальные компетенции. Это способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач.
Ее развитию способствуют задания на нахождение причинно-следственных связей между явлениями, событиями и закономерными последствиями. Ученикам предлагают проанализировать ситуацию и ответить на вопросы в области демографии, экономики, экологии и других мировых проблем.
Ребенок должен уметь управлять своим поведением, открыто воспринимать новую информацию, быть контактным и взаимодействовать в группе. Этот компонент развивает аналитическое и критическое мышление, эмпатию, способность к сотрудничеству. Совместные исследования помогают формировать уважительное отношение к чужому мнению и культуре. Современное образование предлагает совершенно новый уровень развития личности, способной понимать и принимать убеждения других людей.
Сюда относим все, что связано с творчеством в глобальном значении: способность генерировать свои и улучшать чужие идеи, предлагать эффективные решения, использовать фантазию и воображение. Итогом становится критический анализ предложений, который поможет увидеть их сильные и слабые стороны.
Развивать креативное мышление помогает совместная работа над стенгазетой, составление расписания уроков и домашних дел, создание картины на актуальную тему или изображения фантастического животного.
Креативное мышление связано не только с творческой активностью, но и с глубоким знанием предмета. Творческий потенциал неразрывно сопутствует ежедневным задачам, решать которые при определенных условиях можно быстрее и проще.
Грамотность в области финансовых инструментов подразумевает, что школьники знакомятся с базовыми понятиями и учатся принимать решения для улучшения собственного благополучия.
Для того чтобы освоить этот вид грамотности, педагоги моделируют для учеников ситуации с банковскими продуктами, денежными операциями, другими инструментами финансового рынка.
Компонент, связанный с компьютерной грамотностью и безопасностью школьников, выходит в последние годы на одно из первых мест. Навык взаимодействия с электронными сервисами требуется уже в начальной школе.
Компьютерная грамотность заключается в умениях:
Авторская образовательная программа спецкурса по немецкому языку
(разноуровневое обучение) «Деловой немецкий»
Программы
Гизе Е.В.
Инновационная авторская программа
внеурочной деятельности
по немецкому языку
(второй иностранный язык)
«Музыкальный немецкий»
Инновационная авторская программа внеурочной деятельности по немецкому языку
(второй иностранный язык) «Туристический немецкий»
Авторская образовательная программа спецкурса по немецкому языку
(разноуровневое обучение) "Деловой немецкий»
Патриотическое воспитание на уроках немецкого языка как условие формирования духовно – нравственного здоровья учащихся
Оценочный лист.( Методические рекомендации Попова Т.А.)
Чтобы эффективно управлять обучением учащихся , учитель должен обладать достаточной информацией, которую даст оценочный лист
Выступление Поповой Т.А.
http://prosv.ru/Attachment.aspx?Id=12385
http://prosv.ru/Attachment.aspx?Id=12385
http://prosv.ru/Maxim/PopovaTALesson.rar
Учитель английского языка МБОУ гимназии №12, г. Каменск-Шахтинский. Работаю по учебникам В.П. Кузовлева более 10 лет, особенно нравится учебный комплекс 9 класса. Электронный учебник и диски помогают сделать уроки интересными. Разнообразие материала, упражнений по разным видам деятельности позволяют спланировать и провести хороший и современный урок. Практически с первого года обучения дети готовят творческие проекты по темам, предложенным авторами учебника. Являюсь активным пользователем сайта издательства "Просвещение". Мои дети участвуют в конкурсах, а я и мои коллеги - в интернет-лекциях и вебинарах. Надеюсь, мой материал пригодится коллегам.
Цель: Подготовка к сетевому проекту, представление красочного наглядного материала для расширения знаний учащихся о науке и технологиях, привитие интереса к иноязычной культуре, формирование положительной мотивации учения, развитие внимания, воображения, догадки; введение и отработка новых лексических единиц по проблеме урока.
Оборудование: компьютер, проектор, Интернет